Открытое письмо Президенту РФ в деловой газете "Ведомости"

Открытое письмо оценочного сообщества Президенту Владимиру Путину опубликовано в деловой газете "Ведомости"  № 97

В письме - обоснованная позиция специалистов об изменении законодательства об оценочной деятельности в части упразднения функции СРОО экспертизы отчетов об оценке и введения обязательного квалификационного экзамена для оценщиков. 

Авторы письма просят отклонить подписание Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и направить его на повторное рассмотрение в Госдуму с соблюдением всех регламентов, установленных для прохождения проектов нормативных актов федерального значения!

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Президенту Российской Федерации В. В. ПУТИНУ

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Профессиональное сообщество российских оцен­щиков просит Вас вмешаться в ситуацию, возник­шую в связи с принятием Государственной Думой РФ проекта Федерального закона №985769-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части внесения из­менений в Федеральный закон №135-Ф3 «Об оце­ночной деятельности в Российской Федерации».

 

Принятый законопроект вносит серьезный дис­баланс в отлаженную систему отраслевого са­морегулирования и нарушает имущественные права всех участников процесса установления стоимости объектов оценки: государства как собственника активов, других заказчиков оце­ночных услуг и профессиональных оценщиков.

 

Принятая редакция законопроекта стала полной нео­жиданностью для оценочного сообщества, посколь­ку зафиксированные в ней сущностные изменения базовых принципов оценочной деятельности не были обсуждены ни в одном из действующих при Ми­нэкономразвития РФ консультационных форматов. Изначальный текст документа, прошедшего первые чтения в Госдуме РФ, был кардинально изменен, а в его окончательную редакцию вошли положения, требующие серьезного профессионального согла­сования и диалога с профильными общественными и государственными институтами - Росреестром, Общественной Палатой РФ, комитетом по саморе­гулированию Торгово-промышленной палаты РФ, Агентством стратегических инициатив.

 

Речь идет о внезапной и необъяснимой законо­дательной отмене экспертизы СРО отчетов об оценке как контрольно-надзорной процедуры, га­рантирующей ответственность саморегулируемой организации за результаты деятельности своих чле­нов, и придание ей не влекущего никаких правовых последствий статуса «личного мнения эксперта».

Объяснить эту неожиданную инициативу Минэко­номразвития РФ тем более трудно, что институт ответственности оценщика в последнее время был существенно доработан, жестко регламентирован именно благодаря экспертизе как контрольно-над­зорной процедуры СРО и начал давать реальные результаты в виде заметного повышения прозрач­ности сделок, прежде всего, с участием государ­ственного имущества. Вопрос о том, кому и в чьих интересах понадобилось резко вмешаться в этот процесс, когда государство объявило о намерении приватизировать в ближайшем будущем ряд своих крупных активов, требует анализа и ответа.

 

До этого момента действовал прошедший много­летний процесс отладки и сложившийся в сбалан­сированную систему институт ответственности оценщика перед заказчиком оценочных услуг (госу­дарством, юридическими и физическими лицами). Ключевую роль в нем играла экспертиза СРО как фактор коллективной имущественной ответственно­сти за результаты профессиональной деятельности своих членов. По всем сделкам с участием государ­ственного имущества эта контрольно-надзорная процедура имела статус обязательной и гаранти­ровала прозрачность и качество каждой конкретной работы по определению стоимости объекта оценки. Консолидированную имущественную ответствен­ность по прошедшему экспертизу отчету об оценке принимали на себя эксперт и саморегулируемая организация через компенсационный фонд, сфор­мированный членами данной СРО. Только такие отчеты, становясь после проведения экспертизы официальной позицией СРО, имели решающую до­казательственную силу в суде.

 

Внесенные изменения в законодательство об оце­ночной деятельности полностью ломают этот сло­жившийся механизм, поскольку:

 

1)    Низводят экспертизу до уровня обычного кон­салтинга («экспертное мнение» вместо регламен­тированной законом процедуры не имеет никакой доказательственной силы и не влечет правовых последствий). Таким образом, в процессе оспа­ривания стоимости активов в судебном порядке оценщики, потребители и судьи столкнутся с про­блемой недостаточной доказательственной базы в позиции сторон, поскольку «личное мнение» экс­перта с точки зрения закона имеет факультатив­ное значение, в то время как экспертное заклю­чение в статусе контрольно-надзорного акта СРО по сложившейся правоприменительной практике является решающим доказательством.

 

2)   Нарушает имущественные права членов СРО, позволяя потребителю оценочных услуг или оцен­щику проходить экспертизу отчета об оценке в лю­бой саморегулируемой организации по их жела­нию, а не в той, членом которой является данный оценщик. При этом эксперт другой СРО не несет никакой ответственности за высказанное «личное мнение», а вся ее полнота ложится на СРО, членом которой является автор отчета. Это противоречит основам гражданского права, создает почву для недобросовестных конкурентных отношений на рынке оценки и способствует практике процвета­ния «договорной оценки», которой препятствовал действующий в настоящее время механизм ответ­ственности.

 

3)   Нарушает права государства как собственника активов, а также других потребителей оценочных услуг, поскольку отсутствие установленного зако­ном статуса контрольно-надзорной функции СРО не позволит обосновать целевое назначение зака­за экспертизы. Аргумент Минэкономразвития РФ о том, что проведение экспертиз отчетов об оцен­ке является дополнительным финансовым об­ременением для потребителей оценочных услуг, не выдерживает критики, поскольку для органов государства - балансодержателей активов такая экспертиза является бесплатной, а для других ка­тегорий потребителей ее стоимость тарифициро­вана и обоснованно минимальна.

 

Особое внимание обращает на себя тот факт, что внезапная законодательная новация была иници­ирована и поспешно принята именно в тот момент, когда в соответствии со вступающей в силу с 01 июля 2016 года новой редакции ст. 8 Федерально­го закона №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» правообладатели обя­зываются публиковать информацию о сделках с имуществом. При этом если в сделке участвует го­сударственное имущество, публикации подлежит и обязательное экспертное заключение.

 

Весьма «кстати» был изменен и порядок оценки стоимости акций в случае их выкупа у акционеров- миноритариев. Если в действующем законода­тельстве об акционерных обществах содержится норма об обязательном участии СРО в проведении экспертизы в случае принятия решения о несоот­ветствии отчета об оценке стандартам и законода­тельству об оценочной деятельности, то принятый законопроект этого не требует. Теперь вопрос о соответствии или несоответствии стоимости ак­ций «сложившимся рыночным ценам на анало­гичные объекты» будет решать уполномоченный орган исполнительной власти. Это значительно ущемляет права и интересы акционеров, по сути, оставляя их один на один с решением конкретного чиновника.

 

В зону риска попадают и имуществен­ные интересы государства, если оно является од­ним из акционеров, поскольку безвозмездная экс­пертиза СРО в этих случаях позволяла не только объективно оценить выводы проведенной оценки, но также сделать эту информацию публичной и транспарентной. В этом же ряду стоят изменения, внесенные в фе­деральное законодательство о несостоятельно­сти (банкротстве). До сих пор в спорных случаях оценки при банкротстве экспертиза СРО отчета об оценке являлась обязательной и обосновыва­ла для арбитражного управляющего соответствие либо несоответствие этого отчета требованиям закона и стандартам оценки.

 

В измененной редак­ции экспертиза СРО отсутствует, оставляя оконча­тельные решения за все тем же уполномоченным органом. В обоих указанных случаях принятые изменения законодательства представляют собой прямой путь к рискам злоупотребления правом при ис­пользовании властных полномочий, а также про­явление коррупциогенного фактора. Почему именно сейчас Минэкономразвития РФ, так много сделавшее для отладки механизма от­ветственности в оценочной деятельности в пре­дыдущий период (введение стоимостной экспер­тизы, проведенная аттестация экспертов СРО), перестало быть заинтересовано в наличии в СРО ответственных лиц, чьей установленной законом обязанностью является подтверждение информа­ции о корректной оценке имущества, (в т. ч. госу­дарственного) накануне сделок с ним? В этом нет ни логики, ни смысла, если рассматривать в каче­стве цели деятельности защиту государственных интересов.

 

Следует отметить и еще один принципиальный мо­мент процессуального характера. Все изменения, вносимые в законодательство об оценочной де­ятельности, носят плановый характер. Они выте­кают из подготовленного Агентством стратегиче­ских инициатив и утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1744-р от 26 сентября 2013 г. Плана мероприятий («дорожной карты») «Со­вершенствование оценочной деятельности». При­нятый законопроект, по нашему мнению, не только не соответствует этому документу, но и вступает с ним в прямое противоречие в части требований к повышению квалификации оценщиков и экспертов СРО. Более того, принятые новации устанавлива­ют дополнительные обременения для оценщиков, ущемляя их права и законные интересы как граж­дан Российской Федерации, а также нарушают статьи 2 и 55 Конституции РФ.

 

Описанная ситуация требует Вашего незамедли­тельного вмешательства, поскольку прямо затра­гивает имущественные интересы государства и способна нанести им серьезный ущерб. Вместе с тем процедура принятия данного законопроек­та Госдумой РФ во втором и третьем чтении и по­следующего его утверждения Советом Федерации уже завершена. Просим Вас в соответствии с ч.З ст.107 Кон­ституции Российской Федерации отклонить за­конопроект № 985769-6 и направить его на по­вторное рассмотрение в Государственную Думу с соблюдением всех требований и регламентов, установленных для прохождения проекта нор­мативного акта федерального значения.

 

Некоммерческое партнерство «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ МАГИСТРОВ ОЦЕНКИ»

Генеральный директор Е. В. Петровская

 

Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация оценщиков «СИБИРЬ»

Президент Н. В. Владимирова

 

Межрегиональная саморегулируемая некоммерческая организация — Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков»

Исполнительный директор В. И. Самойленко

 

НП «Саморегулируемая организация оценщиков Экспертный совет»

Президент А. В. Каминский

 

Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация «Деловой Союз Оценщиков»

Президент С. В. Белов

 

Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация «Свободный Оценочный Департамент»

Президент А. В. Лебедев

 

Саморегулируемая организация Региональная ассоциация оценщиков

Вице-президент К. Ю. Кулаков

 

Общероссийское отраслевое объединение работодателей профессиональных оценщиков

Генеральный директор М. А. Власова

 

Региональный совет по оценочной деятельности Челябинской области

Председатель И. Ю. Патрушев

 

НП «Региональный Совет по оценочной деятельности Пермского края»

Председатель О. А. Полыгалова

 

НП «Деловой Союз консультантов в области интеллектуального сопровождения бизнеса»

Генеральный директор И. А. Шевцова

 

НП «Лига независимых оценочных организаций «СВОД»

Региональный представитель Е. В. Каюрова

 

НП «Союз оценщиков Республики Татарстан»

Президент А. В. Лисичкин

 

 
Аватар пользователя Маргарита Власова
Об авторе

Администратор сайта