В «Деловой России» обсудили прозрачность сделок с государственной собственностью

17 июня в «Деловой России» прошел круглый стол по обсуждению механизмов сделок с государственным и муниципальным имуществом и обеспечению прозрачности формирования начальной цены продажи.

Актуальность круглого стола обусловлена необходимостью мониторинга исполнения поручений президента России В.Путина в части совершенствование механизма проведения продажи государственного и муниципального имущества, распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, а также вступлением в силу с 01 июня части 5 статьи 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающей публикацию выборочных сведений из отчетов об оценке государственного имущества.

В мероприятии приняли участие аудитор Счетной палаты Российской Федерации М.С. Рохмистров, депутат Государственной Думы И.Е. Костунов, главный советник департамента контроля в финансово-бюджетной сфере Контрольного управления Президента Российской Федерации И.Е. Ощепков, член рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Общероссийского народного фронта А.Л. Даутов, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков М.А. Власова, руководитель единых федеральных реестров ЗАО «Интерфакс» А.В. Юхнин, а также представители саморегулируемых организаций оценщиков и оценочных компаний.

Круглый стол открыла председатель отраслевого отделения по оценочной деятельности Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», президент Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков» Е.В. Петровская, обозначив основные проблемы, касающиеся обоснования стоимости продажи государственного и муниципального имущества.

Действующие на сегодняшний день механизмы раскрытия информации о планируемых к приватизации объектов, а также о самих сделках не подразумевают публикации отчетов об оценке, на основании которых и определяется начальная стоимость продажи.

Часто возникают ситуации, когда известное предприятие или крупный пакет акций отчуждаются из государственного владения в пользу третьего лица по заниженной стоимости. Обоснованием подобной стоимости является отчет, в котором ключевым элементом является подробный анализ объекта оценки с точки зрения его коммерческой привлекательности, который проводится на основании исходной информации, предоставленной заказчиком оценки. Именно от того, как сформирован объект оценки и какие были получены исходные документы зависят во многом итоговые выводы оценщика о стоимости.

Участники круглого стола пришли к однозначному выводу, что для обеспечения прозрачности процесса приватизации государственного и муниципального имущества уполномоченные органы, например, Росимущество, должны публиковать в обязательном порядке отчет об оценке в форме электронного документа со всеми приложениями.

Обязанность по опубликованию сведений должна лежать на правообладателе оцениваемого имущества.

При этом действующая норма части 5 статьи 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не может обеспечить прозрачность сделок с государственным имуществом.

Предложенная ЗАО «Интерфакс» модель раскрытия информации на сайте Единого федерального реестра сведений о деятельности юридических лиц, во-первых, не позволяет публиковать полный отчет об оценке, а лишь выборочные разрозненные сведения (номер отчета, дата составления и т.д.) не позволяющие сделать вывод об обоснованности расчетов, а во-вторых, переносят бремя раскрытия информация с правообладателя имущества на оценщика и при этом на платной основе.

Представленные на круглом столе расчеты показывают, что только в рамках обязательной оценки оценщики вынуждены будут выплатить в год в пользу ЗАО «Интерфакс» из своей заработной платы сумму в размере более 1,5 млрд. рублей за опубликование информации об отчетах об оценке, которую саморегулируемые организации оценщиков уже раскрывают на своих официальных сайтах для всех заинтересованных лиц на бесплатной основе.

По итогам круглого стола принято решение направить предложение в адрес Минэкономразвития России и Росимущества о необходимости внесения существенных изменений в нормы федеральных закона о приватизации государственного и муниципального имущества, федерального закона об оценочной деятельности, федерального закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Источник: Деловая Россия

Аватар пользователя Маргарита Власова
Об авторе

Администратор сайта