Частная практика: жесть как она есть

НП «АРМО» продолжает наблюдать за развитием института частной практики в России. Но развития как такового пока что не наблюдается. Ситуацию можно емко описать ставшей уже крылатой в таких ситуациях фразой: «хотели как лучше – получилось как всегда».

Предысторию вопроса читайте вот здесь, а вот здесь освещены вопросы налогообложения частнопрактикующих оценщиков.

Летом 2018 г. в оценочном сообществе распространились новости, что налоговые органы стали регистрировать частнопрактикующих оценщиков. Одновременно с этим стало известно о случаях, когда ничего не подозревающим оценщикам стали поступать уведомления из налоговых и пенсионных органов о начислении налогов и штрафов за их неуплату. Руководитель юридического департамента Никита Власов пообщался с оценщиками из разных СРО, попавшими в такие ситуации.

Я – частнопрактикующий оценщик!

Оценщик из Свердловской области официально стал частнопрактикующим оценщиком.

Ему поступило уведомление из МИФНС по Свердловской области о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

В уведомлении указано, что лицо поставлено на налоговый учет «в качестве оценщика, занимающегося частной практикой».

В качестве основания для постановки на учет указано: «на основании сведений Росреестра, содержащихся в Сведениях о членах саморегулируемой организации оценщиков от 13.07.2018».

В уведомлении также указан адрес проживания, дата постановки на учет и присвоенный ИНН.

А теперь самое интересное: оценщик - действующий сотрудник оценочной компании. И не планировал осуществлять оценочную деятельность в форме частной практики.

Скорее всего в реестре саморегулируемой организации, в которой состоял оценщик, не было указано сведений о работодателе – юридическом лице. Видимо по этой причине Росреестр и передал сведения в налоговый орган. Такую логику можно объяснить только следующим: раз нет работодателя – то оценщик, видимо работает самостоятельно, а следовательно, должен быть зарегистрирован как частнопрактикующий оценщик.

Требую законной регистрации!

В течение июля – августа 2018 г. ряд членов НП «АРМО» по согласованию с партнерством направили письма в Росреестр с требованием осуществить передачу сведений о них в налоговые органы для целей постановки на учет в качестве частных практиков.

Основания для обращения были железные: на основании статей 83. 85 Налогового кодекса, ст. 4 Закона об оценке, Приказа Федеральной налоговой службы от 10 октября 2017 г. N ММВ-7-14/795@, Приказа Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2015 г. № 497 Росреестр обладает всеми необходимыми данными и полномочиями для представления сведений об оценщиках в налоговые органы для целей постановки на налоговый учет в качестве частнопрактикующего оценщика.

Но полученные ответы Росреестра показали, что есть и альтернативное мнение.

В своих ответах Росреестр указал следующее:

«Согласно подпункту 12 пункта 1 Перечня сведений в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков вносится в том числе информация о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор (полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации, основной государственный регистрационный номер, информация о соответствии такого юридического лица условиям, установленным статьей 15.1 Закона об оценочной деятельности).

По сведениям сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков по состоянию на 29.08.2018 оценщик Иванов Иван Иванович (имя изменено) с 15.02.2016 является членом Некоммерческого партнерства «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ МАГИСТРОВ ОЦЕНКИ», у Иванова Ивана Ивановича заключен трудовой договор с ООО «Супер оценщик» (название компании изменено). Сведения о прекращении трудового договора Иванова Ивана Ивановича с ООО «Супер оценщик» НП «АРМО» в Росреестр не представлялись.

Обращаем внимание, что положения пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в силу с 01.01.2017.

Направление Росреестром в Федеральную налоговую службу сведений об оценщиках, внесенных в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков до 01.01.2017, законодательством Российской Федерации не предусмотрено».

При этом в законе об оценочной деятельности нигде не написано, что работать можно только в компании или только на себя.

Наоборот, в части 2 ст. 4 Закона об оценке указано: «Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона».

Т.е. лицо однозначно может одновременно работать как по трудовому договору, так и самостоятельно в форме частной практики.

Оплатите налоги пожалуйста!

Оценщик из Чеченской республики в течение нескольких лет был членом саморегулируемой организации оценщиков. В настоящее время членство в этой организации прекратил.

Однако в июне 2018 г. в его адрес поступило решение из МИФНС по Чеченской Республике о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в размере 22 137 руб.

Так оценщик узнал, что он уже с марта 2017 г. является официально зарегистрированным частнопрактикующим оценщиком.

Из переписки с МИФНС по Чеченской Республике стало известно следующее:

«Постановка на налоговый учет лица в качестве частнопрактикующего оценщика осуществлена МИФНС России по централизованной обработке данных (г. Москва) 17 марта 2018 г. на основании сведений, поступивших из Росреестра. Информацией о направлении в адрес оценщика данной налоговой инспекцией уведомления о постановке на налоговый учет МИФНС по Чеченской Республике не располагает. Данный факт никак не влияет на обязанность плательщиков страховых взносов уплачивать фиксированные платежи».

Т.е. налоговый орган из Москвы поставил на налоговый учет оценщика из Чеченской Республики и, видимо, не уведомил его в установленном порядке о регистрации. А местная налоговая инспекция теперь требует уплаты взносов с учетом всех штрафов.

При этом факт нарушения порядка уведомления оценщика о его регистрации не является, по мнению налогового органа, основанием для освобождения от уплаты налога.

Что же делает Минэкономразвития России?

НП «АРМО» регулярно обращает внимание Минэкономразвития России на проблему частнопрактикующих оценщиков. Елена Петровская поднимала этот вопрос на заседаниях Совета по оценочной деятельности.

Министерство в курсе сложившейся ситуации и в настоящее время проводит консультации с представителями Росреестра и ФНС России по поиску оптимального решения сложившейся ситуации.

Надо отметить, что министерство заинтересовано в решении этой проблемы. И наш долг – оказать поддержку в решении этой проблемы в интересах оценщиков.

НП «АРМО» направило свои предложения в адрес Минэкономразвития России по внесению изменений в отдельные приказы. По мнению партнерства предложенные поправки смогут в краткосрочной перспективе существенно упростить процесс регистрации оценщиков.

Однако глобально проблема может быть решена только путем внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации. А на это нужно время и длительное согласование поправок со всеми ответственными органами исполнительной и законодательной власти.

Чем я могу помочь?

Важно оценить масштабы проблемы. Сведения о таких случаях носят фрагментарный характер. Если вы знаете частнопрактикующих оценщиков или сами попали в похожую ситуацию – пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы постараемся вам помочь.

Также будем очень благодарны, если вы предложите конкретные поправки в действующие нормативно-правовые документы в отношении порядка регистрации частнопрактикующих оценщиков.

Аватар пользователя Администратор
Об авторе

Администратор сайта