Как и где продать готовый бизнес?

RUSBASE

 

Каждый год в России продаются и покупаются десятки тысяч готовых бизнесов. 

Как определить цену

Бизнес можно оценить двумя способами — по стоимости активов и по потенциальной доходности бизнеса. Покупатели смотрят на рентабельность предприятия, клиентскую и технологическую базу, репутацию и узнаваемость бренда, персонал, перспективы рынка и компании. Им важно понять — а не дешевле ли будет создать аналогичный бизнес с нуля?

Цену компании формируют ее активы и конкурентные преимущества, говорит эксперт НП «АРМО» Алексей Корягин.

К активам он относит основные средства (для производственного и арендного бизнеса), программные продукты (для ИТ-компаний), команда (для технологических или творческих бизнесов), права на реализацию проекта (для инвестиционных активов) и сильный бренд.

Конкурентными преимуществами могут быть патенты, эффективная система управления персоналом, безупречная репутация (помогает выигрывать тендеры) и привлекательная бизнес-стратегия. «В моей практике был случай, когда у собственника завода было много патентов на выпускаемые конструкции торгового оборудования, — вспоминает Алексей Корягин. — Этим он усложнил вход на рынок конкурентам, которым нужно было много инвестировать в разработку продуктовой линейки».

Еще стоимость компании может вырасти, если покупатель увидит перспективы синергии. «Однажды мы оценивали бизнес по добыче щебня, — приводит пример представитель ассоциации. — Он приносил владельцу весьма неплохие доходы, но они не шли ни в какое сравнение с выгодой потенциального покупателя. Включение этого предприятия в свою производственную цепочку позволяло ему существенно экономить на сырье. Выявленный синергетический эффект повысил цену сделки на порядок».

Способы продажи бизнеса

Основных способов три: продажа доли компании, продажа предприятия как имущественного комплекса и продажа активов по отдельности с переформлением их на новое юрлицо. Для малого и среднего бизнеса больше всего подходит первый способ. Он самый быстрый, простой и дешевый, на него приходится около 80% сделок на рынке.

Как подготовить бизнес к продаже

Покупателю нужно убедиться в прибыльности предприятия и в юридической чистоте сделки, а продавцу — понять и устранить недостатки компании, которые снижают ее стоимость. Как известно, идеальных предприятий не существует. По словам гендиректора FreshDoc Николая Пацкова, в предпродажную подготовку входят: 

— анализ финансового состояния; 
— экспертиза юридического оформления бизнеса; 
— анализ управленческого и бухучета; 
— инвентаризация активов; 
— оценка перспектив бизнеса; 
— устранение недостатков. 

Какие документы нужны

В минимальный пакет для продажи бизнеса входят учредительные документы, регистрационные свидетельства, внутренние положения и трудовые документы, документы по приватизации, бухгалтерские балансы, договоры с контрагентами, список кредиторов и дебиторов. 

Правовые документы: 

— устав, учредительный договор или копия свидетельства предпринимателя; 
— свидетельство ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ; 
— договор на аренду земли; 
— договор аренды на недвижимое имущество; 
— если помещение в собственности: договор купли-продажи нежилого имущества, свидетельство о регистрации права на недвижимость, справки БТИ; 
— геодезический план участка арендованной земли; 
— экспликация помещений. 

Финансовые документы: 

— аудиторское заключение по финансовой отчетности (если есть); 
— отчет по оценке бизнеса (если есть); 
— справка об отсутствии задолженности из налоговой инспекции; 
— акты сверки с контрагентами; 
— справка из банка об отсутствии задолженностей и кредитных обязательств; 
— перечень основных средств с указанием их стоимости, года выпуска, производителя и модели; 
— перечень нематериальных активов и их стоимость; 
— перечень товарных остатков с указанием их стоимости (сырье и готовая продукция); 
— обоснование дополнительных инвестиций (цель инвестиций, статьи расходов); 
— отчет о финансовых результатах компании (минимум за последний год); 
— перечень основных поставщиков и ассортимента компании; 
— штатное расписание с указанием численности сотрудников по должностям и фонда заработной платы; 
— реквизиты компании; 
— паспортные данные и адрес регистрации собственников бизнеса. 



Источник: rusbase.com

Аватар пользователя Маргарита Власова
Об авторе

Администратор сайта