Консолидированная позиция Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков» относительно включения в ФСО № 1 и ФСО № 3 представлена на заседании в Минэкономразвития России

В Минэкономразвития России 05 февраля 2015 г. прошло очередное заседание членов рабочей группы по разработке изменений в текст ФСО № 1–3, в котором приняли участие представители Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков».

Представители Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков», объединяющей на сегодняшний день половину всех саморегулируемых организаций оценщиков, представили консолидированную позицию о необходимых поправках в текст ФСО № 1–3, направленных на регламентацию деятельности профессиональных оценщиков.

Одну из центральных дискуссий на заседании рабочей группы вызвали дебаты относительно необходимости включения в текст федеральных стандартов оценки нового понятия – «электронный паспорт отчета об оценке». В частности в текст ФСО № 1 и ФСО № 3 отдельными членами рабочей группы предлагается внести поправки, согласно которым состав и объем информации, необходимый для включения в электронный паспорт отчета об оценке, определяются по согласованию с заказчиком оценки в задании на оценку. Электронный паспорт отчета об оценке предоставляется в виде файла формата XML, созданного с использованием XML-схем, предоставленных заказчиком оценки.

По мнению Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков» принятие указанных поправок резко изменяет баланс отношений между профессиональными оценщиками и заказчиками их услуг, а также узаконивает абсолютно новый формат оценочной деятельности в интересах исключительно банковского сегмента потребителей оценочных услуг. Не случайно именно представители банков, вошедшие в состав рабочей группы, внесли предложение о введении этой позиции в ключевой федеральный стандарт оценки.

Однако отдельных участников рабочей группы не смутил тот факт, что «электронный паспорт к отчету об оценке» (ЭПО) по определению не может быть составной частью какого-либо стандарта, так как является предметом рассмотрения и результатом договорных отношений заказчика и исполнителя отчета об оценке. При этом разработчики стандарта, включив в итоговую редакцию стандарта понятие «электронный паспорт отчета об оценке», не приняли во внимание факт отсутствия данного понятия в Федеральном законе от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», что говорит об отсутствии правовой основы включения данного понятия в ФСО № 3.

Президент Ассоциации Елена Петровская отмечает, что произошла содержательная подмена двух понятий – «отчет об оценке в форме электронного документа» и «электронный паспорт к отчету об оценке (ЭПО)». Предложенная рабочей группой трактовка содержания термина «электронный паспорт к отчету об оценке» перечисляет, но не ограничивает явным образом объем сведений, подлежащих обязательному включению оценщиком в этот документ. Это дает заказчику возможность и право требовать от оценщика переноса в ЭПО всей информации из отчета об оценке. Более того, поскольку полномочия по определению структуры ЭПО передаются с уровня регулятора на уровень заказчика оценочных услуг, неизбежной представляется ситуация, при которой каждый потребитель будет формировать свой собственный формат ЭПО, а каждый оценщик будет обязан выполнять эти неунифицированные требования.

«Проанализировав текст предлагаемых поправок в части электронного паспорта отчета об оценке, мы обнаружили множество факторов риска, которые могут негативным образом отразиться на деятельности оценщиков», – говорит Никита Власов, независимый член Совета Ассоциации. «В частности, мы установили, что есть большие риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новыми поправками. СРОО не сможет осуществлять экспертизу отчетов об оценке и выполнять функции по контролю, а это краеугольный камень всей системы саморегулирования. Выявлены риски недостаточности механизмов реализации предложенного способа регулирования для решения проблемы. Данные риски вызваны отсутствием регламентации порядка согласования со стороны заказчика оценки требований к ЭПО. Существует риск установления необоснованно завышенных требований. И, конечно же, есть риски высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур. Данные риски вызваны необоснованным обременением оценщиков и оценочных организаций дополнительными и нерегламентированными обязанностями по предоставлению ЭПО», – резюмирует Никита Власов.

Член Экспертного совета НП «АРМО» Марина Разоренова, участвовавшая в заседании рабочей группы, озвучила позицию Ассоциации и поддержала консолидированную позицию, отметив недопустимость создания условий, когда оценщики попадают в зависимость от действий заказчиков оценки.

Учитывая изложенные обстоятельства, Ассоциация «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков» настаивает на исключении из текста о ФСО № 1 и ФСО № 3 понятия «электронный паспорт к отчету об оценке», поскольку данный документ не имеет четко прописанной единообразной структуры, правовых границ, области применения и целевых отраслевых смыслов и является результатом договорных взаимоотношений заказчика и исполнителя отчета об оценке. Более того, сам термин «электронный паспорт к отчету об оценке» в Федеральном законе от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отсутствует, и по этой причине включение этого термина в ФСО № 3 не основано на требованиях законодательства.

Аватар пользователя Маргарита Власова
Об авторе

Администратор сайта