Попытки изменить закон об оценке будут продолжены: итоги круглого стола в «Деловой России»

На площадке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» состоялся круглый стол, участники которого обсудили главные вопросы, связанные с принятием поправок в закон об оценочной деятельности. «Сделки с госактивами: кто и зачем создает условия для коррупции?» - именно так обозначили тему дискуссии участники мероприятия, поддержанного Ассоциацией «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков», всероссийским профсоюзом, общероссийским объединением работодателей и ведущими саморегулируемыми организациями оценщиков.

К участию в работе круглого стола были приглашены представители Администрации Президента, Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной Палаты РФ, Общероссийского народного фронта, Следственного комитета, Генеральной прокуратуры, Росимущества и Росреестра, однако за два дня до проведения круглого стола, 2 июня, законопроект, вызвавший волну негодования в профессиональной среде, был подписан президентом РФ. Возможно, именно поэтому представители профильных министерств и ведомств, подтвердившие участие в круглом столе заранее, своих мест за ним 6 июня так и не заняли. И в обсуждении множества противоречий и парадоксов в формулировках документа приняли участие представители профессионального сообщества – руководители ведущих СРОО и оценочных компаний, преподаватели профильных вузов и частнопрактикующие специалисты.

Круглый стол открыла Елена Петровская, генеральный директор НП «АРМО», представившая участникам основные изменения, которые были внесены в закон об оценке.  

В дискуссиях о возможных последствиях принятого закона приняли участие и ведущие практикующие оценщики – Светлана Румова, Евгений Цымбал, Екатерина Терехова.

Напомним, что в конце мая Госдума приняла пакетные изменения в законодательство об оценочной деятельности, банкротстве и акционерных обществах. Требования по независимой проверке обоснованности итоговой стоимости имущества практически полностью сняты законодателем накануне масштабной приватизации, объявленной правительством России.

Чтобы предупредить принятие законопроекта в представленном авторами виде, профессиональное сообщество оценщиков обратилось к Президенту России В. Путину с открытым письмом, в котором, представив обоснованную позицию, просило отклонить законопроект и направить его на повторное рассмотрение в Госдуму. Однако законопроект, несмотря на предпринятые меры, законом все-таки стал.

Главным вопросом дискуссии, открытой на круглом столе, стала отмена обязательной экспертизы отчетов об оценке как одной из основных функций СРОО. Как известно, процедура заключения сделок, в том числе с госимуществом, связана с определением специалистом его рыночной стоимости. Экспертиза отчета об оценке – обязательное условие проведения сделки, обеспечивающее ее законность и открытость.

Результаты экспертизы являются единственным инструментом общественного контроля над оценкой имущества. Специалисты считают, что отмена экспертизы отчетов об оценке приведет к непрозрачности сделок с госимуществом и повысит коррупциогенные факторы при их заключении.

Председатель отраслевого отделения по оценочной деятельности "Деловой России" Елена Петровская отметила нелогичность нововведений, ведь в течение нескольких лет законодатель целенаправленно шаг за шагом вел работу по повышению открытости и публичности сделок с государственным имуществом, и работу, направленную на исключение коррупциогенных факторов при следках с госимуществом.

С 2010 г. государство наделило саморегулируемые организации функцией – давать заключения на отчеты об оценке, которые составляли оценщики. Тогда же была введена ответственность СРО за положительные экспертные заключения.  После отмены нормативно-методической экспертизы, имущественная ответственность СРО за возможные убытки перед потребителями повысилась с 1 млн. рублей до 5 млн. Заключение саморегулируемой организации стало документом, который подтверждает не только статус отчета об оценке как документа доказательственного значения, но и указанную в нем итоговую стоимость объекта оценки.

Закон перечеркивает все последовательные законодательные изменения, которые были введены в целях повышения прозрачности и открытости сделок с государственным имуществом.

«Принятый 2 июня закон отменяет контрольную функцию СРО, в то же время мягко меняя ее смысловое определение: теперь это не заключение о стоимости, а всего лишь «мнение эксперта». Это значит, что ответственность за возможный ущерб ни саморегулируемой организации, ни эксперту предъявить невозможно. За мнение отвечать миллионами – очень проблематично. Законодательные нововведения, лишая документ своего статуса и ключевой функции, нивелируют ответственность СРО, делая ее номинальной», - отметила Елена Петровская.

В то же время закон негативно изменяет требования к образованию и компетенции профессиональных оценщиков. Вводя единый квалификационный экзамен по направлениям, документ противоречит Национальной системе профессиональных квалификаций, которая в настоящее время находится в стадии формирования.

В рамках реализации системы независимой оценки квалификаций специалистов и работников в области оценочной деятельности в соответствии с поручениями Владимира Путина уже разработаны оценочные средства, система профессиональных стандартов и аккредитации образовательных программ. Контроль за становлением системы и ее развития осуществляет Национальный совет по квалификациям при Президенте России. Однако принятые нововведения сводят на нет работу, проделанную и в этом направлении.

В принятом законе прямо не названы ни количество специализаций, ни их направленность (например, оценка бизнеса, недвижимости и т.д.). Все эти вопросы документ предлагает урегулировать в подзаконных нормативных актах. Подход, который использует принятый закон, применялся ранее системой государственного лицензирования и был признан неэффективным.

Участники круглого стола высказали опасения, что единая профессия со сформированными базовыми подходами к образованию оценщиков будет размыта на множество мелких направлений.

Тему профессионального образования специалистов раскрыл Евгений Нейман, назвав произошедшее очередной попыткой развала отрасли, и призвал представителей профессионального сообщества «продолжать готовить поправки к принятому закону с обоснованием бессмысленности того, что введено законодателем».

Кирилл Кулаков назвал обязательную квалификацию по направлениям необоснованным дроблением профессиию. 

«При этом функции по оценке квалификаций закон передает некоему органу, который находится вне Национальной системы квалификаций. Кроме того, из процесса оценки квалификации система полностью исключает СРОО», - отметил спикер.

Член НП «АРМО» Екатерина Терехова как представитель системы профессионального образования отметила, что явным нарушением, прописанным в законе, является исключение из процесса подготовки специалистов-оценщиков учреждений дополнительного образования.

«Это противоречит закону об образовании и антимонопольному законодательству», - подчеркнула преподаватель.

Особое внимание участники круглого стола обратили на пункты, посвященные распределению компенсационных фондов. До принятия поправок не менее 40% средств компенсационного фонда СРОО были обязаны держать в ценных бумагах государства – облигациях федерального займа. Внесенная поправка уточняет – «не более 40%». Казалось бы – корректива незначительная, но она может означать, что государство лишится гарантированных и стабильных внутренних заемщиков в лице СРОО, обладающих в совокупности фондами на сумму около 1 млрд. рублей. Нужно ли это делать в период дефицита российского бюджета?

Новое требование ведет и к очередному «правовому парадоксу»: саморегулируемые организации будут вынуждены избавляться от госбумаг. Иначе, в соответствии с новым законодательством, СРО могут быть наказаны за вложенные в облигации федерального займа средства компенсационного фонда.

Участники дискуссии уверены: закон несет множество отсылочных норм, содержит массу коррупциогенных факторов, противоречит постановлениям президента РФ и требует кардинальной доработки после обсуждения с представителями профессионального сообщества.

Во вступившем в силу виде текст законопроекта не обсуждался с уполномоченными органами по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и оценочным сообществом, которое продолжает надеяться, что в работу по подготовке поправок в закон будет включен Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития, а широкое публичное обсуждение поможет внести изменения в принятую редакцию нормативного акта в части возвращения функции экспертизы как элемента системы независимого и профессионального контроля профессионального сообщества. Тем более что эта цель полностью соответствует поручению президента Владимира Путина, назвавшего необходимым условием «максимальную прозрачность сделок с госимуществом как для их участников, так и для общественности».

Буквально на следующий день после проведения круглого стола Минэкономразвития России разместило уведомление о начале публичных слушаний по проекту поправок в принятый закон с целью «уточнения некоторых положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 2 июня 2016 г.) в части квалификации оценщиков и получения соответствующего профессионального образования».  Возможно, ведомство все-таки услышало позицию профессионального сообщества и попытается исправить допущенные ошибки.

 

 

Аватар пользователя Маргарита Власова
Об авторе

Администратор сайта