Правки после первого: Законопроект о ГКО готов ко второму чтению

Второе чтение Законопроекта о государственной кадастровой оценке назначено Государственной Думой на 22 июня 2016 г. Напомним, что первое чтение документа состоялось 7 июня. Вызвав критику парламентариев, текст был принят только с условием доработки. Несмотря на явную спешку перед уходом на летние каникулы, депутаты внесли в законопроект целый ряд принципиальных поправок, часть из которых была инициирована профессиональным оценочным сообществом.

НП «АРМО» проанализировало основные правки, внесенные в законопроект.

Рыночные показатели

В частности, поправки коснулись ключевых пунктов о привязке кадастровой стоимости к рыночным показателям. Ранее само определение было оторвано от рыночной природы и предлагало при определении кадастровой стоимости руководствоваться нормативно-правовыми документами.

Новый пункт статьи, посвященной основным понятиям документа, гласит: «кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке».

Это значит, что принципы проведения государственной кадастровой оценки должны опираться не только на единство методологии, но и «экономической обоснованности, справедливости и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости».

Неопределенная, но ответственность

Обоснованной редактуре подверглись и пункты Законопроекта о полномочиях бюджетных учреждений, связанные
с определением кадастровой стоимости.

Новое положения документа лишает работников ГБУ, осуществляющих определение кадастровой стоимости, права осуществления деятельности, направленной на установление рыночной стоимости объектов для целей оспаривания кадастровой стоимости.

Однако ключевым в этом статье является наделение ГБУ ответственностью за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации. «Убытки, причиненные в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения», а субъект федерации, следуя внесенной поправке, несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, при недостаточности имущества этого бюджетного учреждения, а также в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

Несмотря на отсутствие какой-либо конкретики, внесение в документ такого понятия, как «ответственность за деятельность» бюджетных учреждений, уже можно считать положительной динамикой.

Мягкие требования

Однако в новой редакции документа, наделяющего ГБУ ответственностью, остаются неизменными пункты о требованиях к их работникам. Единственное нововведение в этой части коснулось уточнения гражданства сотрудников бюджетных учреждений. Законопроект уточняет: «Работники бюджетного учреждения, непосредственно осуществляющие определение кадастровой стоимости, подписывающие отчет, должны являться гражданами Российской Федерации».

При этом уполномоченный орган субъекта Российской Федерации теперь вправе установить дополнительные требования к работникам бюджетного учреждения, привлекаемым к определению кадастровой стоимости. А федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки, следуя положениям новой редакции законопроекта, теперь включает «критерии проверки соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке».

Можно оценить одновременно

Статья 11 - о принятии решения о проведении государственной кадастровой оценки тоже пополнилась новым уточнением. Текст, подготовленный ко второму чтению, гласит: кадастровая оценка может быть осуществлена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случае принятия соответствующего решения при условии соблюдения периодичности проведения государственной кадастровой оценки, то есть не чаще одного раза в три года, а в городах федерального значения - в два года. Но не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.

Совершенствование ГКН

Обязанностей бюджетного учреждения коснулись поправки, направленные на совершенствование системы сбора и актуализации информации об объектах оценки.

Теперь ГБУ будут обязаны «представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, имеющуюся в распоряжении информацию, необходимую для ведения Единого государственного реестра недвижимости».

В предоставлении ГБУ необходимой информации для осуществления кадастровой оценки отныне будут участвовать не только федеральные и муниципальные органы исполнительной власти, но и подведомственные организации, осуществляющие функции по выработке государственной политики и «нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов». По запросу ГБУ эти организации будут обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию в течение двадцати рабочих дней.

Этот механизм направлен на совершенствование процесса сбора, обработки и накопления актуальных данных об объектах недвижимости, что, в перспективе может повысит качество исходной информации в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) и минимизирует случаи повторных ошибок при проведении кадастровой оценки, распространенные из-за низкого качества предоставляемой исходной информации. Наконец законодатель осознал: пока ГКН не станет источником полных и достоверных сведений, невозможно сформировать понятную налогооблагаемую базу из объектов недвижимости.

Единовременное утверждение результатов

Статья об утверждении результатов определения кадастровой стоимости также претерпела конструктивные изменения: акт об утверждении результатов вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее   чем    по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, уточняет документ.

Внеочередная ГКО – от процента оспаривания

Актуализирована и статья 19 – об особенностях проведения внеочередной ГКО. Теперь она будет проводиться и в том случае, если по тридцати или более процентам объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта федерации проводилась процедура оспаривания.

Расширен состав комиссий

Изменился и состав комиссии по оспариванию – если законопроект, прошедший первое чтение, предлагал работу комиссии в составе всего двух членов (причем оба – представители органов государственной власти), а для принятия решения о результатах оспаривания было достаточно воли 1 человека, то новая редакция немного расширяет перечень участников процесса и уточняет, что в состав комиссии помимо представителей уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте федерации, должен входить еще один представитель -  органа регистрации прав. 

В состав комиссии могут входить представители и других структур. Всего в состав комиссии должно быть включено не менее пяти членов.

И еще одно нововведение в части работы комиссии по оспариванию: если члены комиссии приняли решение об отклонении заявления об оспаривании, они должны указать обоснование такого решения. А в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде, при рассмотрении требований заявителя решение комиссии не является предметом рассмотрения.

 

Возможно, после второго чтения проект закона о государственной кадастровой оценке учтет и другие рекомендации специалистов – представителей профессионального оценочного сообщества. Мы будем продолжать следить за судьбой документа и предпринимать конструктивные действия, направленные на совершенствование системы налогообложения исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.  

Аватар пользователя Маргарита Власова
Об авторе

Администратор сайта