Разъяснения о моратории на кадастровую оценку

В пятницу, 18 ноября 2016 г. Государственная Дума России приняла в третьем чтении Законопроект № 11078-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)». А 21 ноября 2016 г. текст законопроекта поступил для рассмотрения в профильные комитеты Совета Федерации России.

Как сообщают СМИ, по предварительным расчетам при отмене моратория только в Московской области рост налогов на промышленные и сельхозземли может составить от 70% до 740%, в Белгородской — от 200% до 450%, в Удмуртии — от 200% до 500%.

Руководитель юридического департамента НП «АРМО» Никита Власов подготовил обзор основных изменений в законодательные акты в части отмены так называемого «моратория на кадастровую оценку».

С чего все началось?

Заканчивая свою работу, Государственная Дума России 6 созыва в очередной раз «приятно» удивила оценочное сообщество, внеся неожиданные поправки в Закон об оценочной деятельности и иные законодательные акты по вопросам кадастровой оценки. НП «АРМО» подробно разбирало все поправки на своем сайте. Именно этот законопроект и установил правило, согласно которому, начиная с 01 января 2017 г. по 01 января 2020 г., регионы должны использовать при исчислении налоговой базы результаты кадастровой оценки, действовавшие по состоянию на 01 января 2014 г. Это явление и получило название «мораторий на кадастровую оценку».

А сейчас что случилось?

Многим эти поправки не понравились, поскольку заморозка кадастровой стоимости на длительный период не позволяет ее регулярно повышать для целей сбора налогов. Можно сказать, что этим летом и осенью мы могли наблюдать все возможные стремления заинтересованных лиц вернуть себе право устанавливать результаты кадастровой оценки.

В двух словах Законопроект № 11078-7 позволяет региональным властям полностью отказаться от моратория на пересмотр кадастровой оценки путем принятия такого решения в срок до 20 декабря 2016 года. Определять кадастровую стоимость в таком случае будут уже работники ГБУ в соответствии с положениями Закона о ГКО. 

Но важно, что на первое время, а в идеале и на весь период с 2017 по 2020 год рынок оспаривания кадастровой стоимости будет не только сохранен, но и увеличен за счет работ по оспариванию кадастровой стоимости имущества физических лиц. И при высоком доверии потребителей к нашей профессии мы вместе сможем расширять границы профессиональной оценочной деятельности.

Хочу прочитать все изменения!

Сами по себе поправки не так обширны, как последствия от их принятия. Ниже мы приводим текст ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ с учетом поправок Законопроекта № 11078-7 (выделены жирным курсивом):

Статья 19

1. Установить, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение, что в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года:

1) в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей;

2) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

2. При принятии высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

3. При принятии высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" после 1 января 2017 года, также определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

4. Решение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, может быть принято не позднее 20 декабря 2016 года и должно быть направлено в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, не позднее трех дней с даты принятия соответствующего решения.

Аватар пользователя Маргарита Власова
Об авторе

Администратор сайта