Самостоятельных единицы. СРО

Коммерсант 

В наступающем году институту саморегулирования в России исполнится десять лет — в 2007-м был принят N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". С тех пор число отраслей, от контроля за которыми отказалось государство, постоянно увеличивалось. Однако в среде участников рынка отношение к этому инструменту до сих пор неоднозначное, а в некоторых сегментах рынка его будущее и вовсе туманно.
 
Введение института саморегулирования в России было нацелено на замещение государственного регулирования и лицензирования в ряде направлений профессиональной деятельности и прежде всего должно было снизить административное давление на соответствующие отрасли, допуская вмешательство государства в урегулирование возникающих проблем или убытков лишь в исключительных случаях. Первые профессиональные сообщества появились 12 января 1996 года, когда вступил в силу Федеральный закон N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", однако основным этапом становления института СРО можно считать 2007 год, когда вышел 315-Ф3, являющийся по сей день базовым нормативно-правовым актом, касающимся данной сферы.
 
Саморегулирование сегодня — это регулирование определенных рынков и сфер деятельности самими участниками рынка с четко регламентированным вмешательством государства. "Главным преимуществом СРО в сравнении с лицензированием является то, что профессиональные сообщества несут ответственность за деятельность и контролируют своих членов, в то время как при выдаче лицензии контроль за деятельностью экономического субъекта фактически не осуществлялся, а компенсировать ущерб от ошибок в ходе осуществляемой деятельности должно было государство", — считает генеральный директор страхового общества "Помощь" Александр Локтаев. В тех же случаях, когда ответственность за деятельность членов саморегулируемой организации лежит на самих СРО, можно рассчитывать, что ошибки, недочеты и недостатки работ на основании выставленного к члену СРО иска будут компенсированы из компенсационного фонда организации, полагает он.
 
Так что в общих чертах можно считать, что цели внедрения саморегулирования в отдельные сферы профессиональной деятельности достигнуты, с государства снята ответственность за выдачу лицензии, возможно, недобросовестному участнику рынка, а на саморегулируемую организацию таковая ответственность возложена, считает господин Локтаев. По его мнению, в сфере деятельности оценщиков или арбитражных управляющих саморегулирование можно признать состоявшимся и работающим, также неплохо функционируют СРО энергоаудиторов.
 
Главная идея саморегулирования — отдать профсообществу часть функций государства по контролю за участниками рынка. На деле, говорят участники, остался двойной контроль за качеством работы. У аудиторов — со стороны СРО и со стороны государственного контролирующего органа — Федерального казначейства, у которого есть право по результатам контрольных мероприятий принимать подлежащее безусловному исполнению решение об исключении из членов СРО или о приостановлении этого членства.
 
Одной из задач саморегулирования является избавление государства от излишних функций контроля за деятельностью субъектов, которая тем или иным видам контроля подлежит. "При этом, как это ни парадоксально звучит, эффективность саморегулирования напрямую зависит от эффективности государственного регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Ввиду этого все вопросы по эффективности саморегулирования должны рассматриваться как вопросы эффективности государственного контроля за деятельностью СРО, а не вопросы эффективности самого саморегулирования", — считает Сергей Колотов, генеральный директор аудиторской компании "Град".
 
Многие участники и других отраслей говорят, что на деле эффективного механизма контроля СРО за деятельностью своих членов нет, помощи в работе участникам рынка такие структуры не оказывают, а вся их деятельность свелась к сбору членских взносов. В самой емкой отрасли, где действует саморегулирование — строительной, — появилось множество номинальных СРО, которые за деньги, по сути, выдавали допуски к выполнению строительных работ, никак не контролируя деятельность фирм, получивших разрешение. Ситуация в отрасли к 2015 году стала настолько критической, что Минстрой потребовал провести модернизацию института саморегулирования в строительстве. Итоги модернизации будут подведены уже в следующем году, и по их результатам будет решаться вопрос — быть ли саморегулированию в строительстве. В среде участников рынка есть мнение, что очень высок риск, что государство все же вернет себе лицензирующие функции.
 
Руководитель юридического департамента НП "СРО Ассоциации российских магистров оценки" (АРМО) Никита Власов отмечает, что начиная с середины 2007 года и по настоящее время в области оценочной деятельности не было ни одного случая выплаты из компенсационного фонда. Главной причиной этого, по мнению эксперта, является несовершенство законодательства. "К сожалению, положения ст. 24.7 закона об оценочной деятельности не позволяют потребителям эффективно добиваться возмещения убытков, полученных от действий оценщика при определении стоимости какого-либо имущества. Эта проблема неоднократно обсуждалась на всех публичных площадках, однако законодатель по прежнему ее игнорирует", — говорит господин Власов.
 
"В ряде отраслей институт саморегулирования стал мутировать и принял негативные формы за счет недобросовестного отраслевого лоббирования. Примеры нам всем, к сожалению, хорошо известны. Негативное отраслевое саморегулирование в области той же строительной деятельности отрицательно сказалось на всем институте саморегулирования, так как в определенной степени подорвало к нему общественное доверие", — констатирует господин Власов.
Несмотря на все несовершенство системы саморегулирования в России, возвращение к системе лицензирования бесперспективно. Для запуска эффективной работы СРО, считают эксперты, необходимо действительно делегировать им права по принятию "правил игры" и контролю за соблюдением, возложить большую ответственность, прекратить прямой государственный плановый контроль участников рынка, но ужесточить контроль самих СРО, определить оптимальные требования к количеству участников, защищая общество от "карманных СРО" и избегая монополизации и сращивания с контролирующими государственными органами.
 
"Саморегулирование необходимо совершенствовать и развивать, но развивать постепенно. У нас же развитие происходит не постепенно, а скачкообразно. Законодатель не всегда дает время на практическую реализацию выработанных механизмов, потому сложиться профессиональная практика зачастую просто не успевает. Очень часто нормы закона меняются несколько раз год. Так, в области оценочной деятельности часто складывается ситуация, когда СРО приходится регулярно менять содержание внутренних документов из-за постоянных поправок в закон об оценке", — говорит Никита Власов.
 
Источник: kommersant.ru

 

Аватар пользователя Маргарита Власова
Об авторе

Администратор сайта