Штатные оценщики: кто это?

В связи с получением рассылок от Сбербанка по поводу новых правил взаимодействия с оценочными компаниями остро встал вопрос о трактовке положений ст. 15.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке).

В письмах Сбербанка указано, что «оценочная организация должна иметь в штате не менее двух оценщиков (для которых данная организация является основным местом работы)».

Но в положениях ст. 15.1. Закона об оценке сказано следующее: юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано иметь в штате не менее двух оценщиков.

Что же это значит «иметь в штате» двух оценщиков? НП «АРМО» подготовило простые разъяснения по этому вопросу.

Начнем с простого: как вообще работает оценщик?

В соответствии с ч.2 ст.4 Закона об оценке оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.

Чтобы работать именно в оценочной компании и подписывать отчеты об оценке нужно иметь трудовой договор.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

А трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Заключая трудовой договор с оценочной компанией, оценщик вступает в трудовые отношения, которые полностью регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, трудовым договором и локальными актами работодателя.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Понятно, а что такое «штатное расписание»?

Любое юридическое лицо определяет свою внутреннею структуру и количество работников, необходимых для выполнения бизнес-процесса.

С точки зрения государства такая структура закрепляется в штатном расписании. Именно в этом документе юридическое лицо определяет сколько у него будет структурных подразделений, какие будут должности, количество работников (они называются «штатные единицы») и размер их оклада.

Форма штатного расписания утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Таким образом, заключая трудовой договор с оценщиком подразумевается, что у оценочной компании есть штатное расписание, которое предусматривает минимум два штатные единицы «оценщик».

И тогда «штатный работник» это кто?

Это лицо, с которым компания заключила трудовой договор в соответствии со своим штатным расписанием.

У оценочной компании таких штатных работников должно быть не менее двух. Эти работники должны быть членами СРОО, иметь страховку, иметь квалификационный аттестат и их членство в СРОО не должно быть приостановлено.

При этом оценочная компания может заключить со своим штатным работником трудовой договор по совместительству. Это прямо предусмотрено ТК РФ.

А что такое «основное место работы»?

Забавно, но несмотря на повсеместное использование этого термина, его официального определения в ТК РФ нет.

Из содержания различных статей ТК РФ следует, что под основным местом работы подразумевается тот работодатель, у которого работник проводит большее количество своего рабочего времени и который хранит его трудовую книжку.

Формально в ст. 66 ТК РФ написано, что работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

А что такое «совместительство»?

У работника может быть много мест работы, но только одно из них может быть основным. Все остальные места работы - это работа на условиях совместительства. ТК РФ не ограничивает количество работодателей, с которыми работник может работать на условиях совместительства.

В соответствии со ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Из этого следует, что оценщик может заключить трудовой договор по совместительству с другим работодателем и быть у него также штатным работником.

Это абсолютно законно.

И что из этого следует?

Из этого следует, что ст.15.1 Закона об оценке прямо допускает, что юридическое лицо может иметь двух работников на следующих условиях:

  • штатного оценщика на основании трудового договора (например, бессрочный трудовой договор по основному месту работы);
  • штатного оценщика на основании трудового договора по совместительству.

Нужно ли вносить запись в трудовую книжку о совместительстве?

Запись в трудовую книжку обязательно надо вносить только по основному месту работы. При работе по совместительству внесение такой записи не является обязательным требованием.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

По желанию работника запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству производится по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. В графе 1 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата приема на работу в качестве совместителя, в графе 3 делается запись о принятии или назначении в качестве совместителя в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности, специальности, профессии с указанием квалификации, в графе 4 указывается наименование документа, на основании которого внесена запись, со ссылкой на его дату и номер. В таком же порядке производится запись об увольнении с этой работы.

Подробнее с инструкцией как заполнять трудовую книжку можно ознакомиться вот здесь.

Стоит отметить, что уже несколько лет ведутся дискуссии об отмене трудовых книжек. Мы это поддерживаем.

Если я директор и оценщик?

Такая ситуация сильно распространена в оценочной среде. Часто директор оценочной компании сам же является одним из двух оценщиков.

В этом случае логичнее использовать другую правовую конструкцию – совмещение должностей.

Совмещение отличается от совместительства тем, что в первом случае работа осуществляется в течение основного рабочего времени у того же работодателя, а при совместительстве – в свободное от основной работы время у любого работодателя.

Т.е. директор оценочной компании может одновременно осуществлять в рамках совмещения и трудовую функцию оценщика.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

В этом случае не нужно заключать новый трудовой договор. Достаточно подписать дополнительное соглашение к уже действующему трудовому договору. В таком соглашении устанавливается срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем, а также размер доплаты за совмещение. На основании соглашения издается приказ.

Запись в трудовую книжку о совмещении должностей не делается.

Аватар пользователя Администратор
Об авторе

Администратор сайта