Сохранится ли независимая техническая экспертиза после внесения изменений в закон об ОСАГО

Сохранится ли независимая техническая экспертиза после внесения изменений в закон об ОСАГО о натуральном возмещении вреда, причиненного в ДТП транспортному средству.

Пожалуй, ни один закон РФ не привлекал к себе такого пристального внимания и не имел такого количества изменений и дополнений, за относительно короткий срок, как Федеральный закон от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании владельцев транспортных средств» (далее Закон об ОСАГО), направленный на защиту прав потерпевших в ДТП, вступивший в действие 01.07.2003 года.

В действующей редакции «Основными принципами обязательного страхования являются:

  • гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;
  • всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;
  • недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
  • экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения».

С появление Закона об ОСАГО появилась и новая специальность «эксперт-техник» для проведения независимой технической экспертизы транспортных средств, поврежденных в результате ДТП.

Легитимизация экспертов-техников начала реализовываться только в 2012 году после формирования Межведомственной Аттестационной Комиссии (МАК), в результате чего стало возможным реализовать работу по включению экспертов-техников в реестр Минюста РФ. До этого независимую техническую экспертизу транспортных средств при ОСАГО, как известно, осуществляли оценщики бизнеса (предприятия), в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», состоявшие в СРО оценщиков. Более восьми лет понадобилось, чтобы эксперт-техник почувствовал себя легитимным специалистом в соответствии с законодательством РФ.

Представление страховщиками в октябре 2016 года на рассмотрение в Госдуму РФ проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» о приоритете восстановительного ремонта транспортного средства, поврежденного в ДТП, над страховой выплатой по ОСАГО, вызвало обеспокоенность экспертов-техников, в том, что отпадает необходимость в их услугах и будет отменена такая специальность.

Однако, внимательно изучая новый Закон, нужно заметить, что об отмене специальности эксперта-техника речи не идет. Пункт 4 статьи 12.1 остается неизменным:

4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника. Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Несмотря на нововведения в законодательстве ОСАГО, принятые законом от 28 марта 2017 года № 49-ФЗ, о внедрении схемы натурального возмещения в качестве альтернативы денежным выплатам при причинении вреда имуществу потерпевшего в виде ремонта транспортного средства, работа для экспертов-техников есть. Другое дело, кто сможет остаться на рынке независимой технической экспертизы транспортных средств в условиях конкуренции. Много жалоб поступает в МАК от страховщиков и потерпевших в ДТП автовладельцев на некачественные экспертные заключения. И здесь следует подумать о повышении своей квалификации, чтобы не попасть в черный список, а также пополнить свой запас знаниями в части экспертизы качества проведенного ремонта. Поскольку законодатель обязывает страховщика нести ответственность за качество проведенного ремонта, ему понадобятся такие специалисты.

Приказом Минтранса России от 22.09.2016 г. утверждены новые требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основание ее аннулирования.

Подробную информацию можно получить, на вебинаре 27 апреля 2017 года.

Аватар пользователя Администратор
Об авторе

Администратор сайта