В Ульновске обсудили тему кадастровой оценки

Генеральный директор НП "АРМО", Председатель отраслевого отделения по оценочной деятельности Елена Петровская на встрече с делороссами обсудила тему кадастровой оценки.

12 ноября состоялось общее собрание членов ульяновского отделения «Деловой России». Участники обсудили законопроект «О государственной кадастровой оценке» № 914532-6, а так же альтернативный проект предложенный Минэкономразвития России.

Собрание вел Председатель Ульяновского регионального отделения Деловой России Ильясов Р.Р.,в заседании также принимали участие члены комиссии по рассмотрению споров при территориальном управлении Росреестра по Ульяновской области Нуждина Е.А., Таушкин А.Н., Цыплов М.П., уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Скопцова Т.Н.

С докладом о развитии кадастровой оценки на территории Ульяновской области выступил управляющий ООО «МДЦ», член Деловой России, член НП "АРМО" Федоров Е.В. Было отмечено, что на территории Ульяновской области развитие института кадастровой оценки и ее оспаривание происходит в благоприятном для бизнеса тренде, хотя и не без проблем, основными из которых является некачественная исходная информация, применение в ГКО не апробированных методик и законодательный барьер для исполнения работ по ГКО оценщиками с высокой квалификацией.

В докладе Петровской Е.В. была отмечена целесообразность широкого публичного обсуждения проблем кадастровой оценки и механизмов их решения. Отмечена необходимость эволюционного развития действующей концепции государственной кадастровой оценки и оспаривания ее результатов. Также отмечено негативное влияние на развитие бизнеса монополизации государственной кадастровой оценки, предполагаемое в случае принятия законопроекта «О государственной кадастровой оценке» Минэкономразвития России.

По итогам общего собрания законопроект региональным отделением «Деловой России» принята резолюция с предложением сохранения эволюционного развития действующей концепции государственной кадастровой оценки и сохранения системы комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки.

Задача кадастровой оценки – обеспечить справедливость налогообложения, а также баланс интересов налогоплательщиков (бизнес и население) и государства.

Искажение кадастровой стоимости в любую из сторон имеет негативные последствия:

  • при завышении – неоправданно повышается налоговая нагрузка на юридических и физических лиц, что, в конечном итоге, снижает их конкурентоспособность, конкурентоспособность национальной экономики в целом;
  • при занижении – бюджеты разного уровня недополучают налоговые поступления, что затрудняет выполнение государством своих функций (реализацию социальных, инфраструктурных и пр. проектов)
  • Результаты проводимой кадастровой оценки вызывают много вопросов и у государства, и у бизнеса. При этом в нашем регионе объективно существует как минимум две основных проблемы качества кадастровой оценки.

    Первая – крайне некачественная исходная информация, содержащаяся в Перечне объектов оценки. Она либо недостоверна, либо противоречива, либо вовсе отсутствует (например, по линейным объектам нет характеристики «протяженность»). Качество исходной информации по объектам оценки может и должен обеспечить только заказчик работ, так как в рамках массовой оценки оцениваются сотни тысяч и миллионы объектов, информация по характеристикам которых содержится в государственном кадастре недвижимости.

    Вторая – неапробированные методики и стимулирование исполнения работ по ГКО специалистами с низкой квалификацией, которых годами выбирали на аукционах по принципу «кто быстрее, кто дешевле». Стоит отметить, что только в 2015 году ситуация изменилась к лучшему и были отменены обязательные аукционы при размещении заказов на определение кадастровой стоимости, а заказчик получил возможность проводить по данному виду работ конкурсы. Утверждены требования к исполнителям работ по ГКО им методические рекомендации, которые, по сути, еще не успели применить.

    Минэкономразвития России разработало законопроект «О государственной кадастровой оценке», в котором предлагается законодательно установить государственную монополию на проведение ГКО подконтрольными региональным администрациям структурам, исключает из процесса ГКО независимых оценщиков и саморегулируемые организации оценщиков. В последней редакции из законопроекта полностью исключен досудебный порядок оспаривания.

    Без решения вышеизложенных ключевых проблем кадастровой оценки замена независимых оценщиков и саморегулируемых организаций оценщиков на бюджетные учреждения (налоговых асессоров) не изменит ситуацию к лучшему, но создаст новые проблемы и усугубит имеющиеся. Параллельно был подготовлен и внесен в Государственную Думу законопроект № 914532-6 «О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации»

    В депутатском законопроекте закрепляется рыночная природа кадастровой стоимости, что позволяет сохранить институт оспаривания.

    Органам исполнительной власти субъектов РФ дается право создавать бюджетные учреждения, в функции которых входит, в том числе сбор и актуализация информации, необходимой для оценочных работ, отбор исполнителей работ по определению кадастровой стоимости. Кадастровую оценку проводят профессиональные оценщики, к которым предъявляются дополнительные требования, что повышает уровень исполнителей работ и приводит к повышению качества кадастровой оценки.

    Оценщику дается право не оценивать объекты, по которым отсутствует существенная для оценки информация. Тем самым решается одна из ключевых проблем – повышение качества исходной информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости. Предлагаемая норма законопроекта мотивирует органы власти поддерживать перечень объектов оценки в актуальном состоянии, в котором содержится достоверная и непротиворечивая информация по оцениваемым объектам.

    Законопроект направлен на восстановление баланса интересов государства и налогоплательщиков.

    Исходя из вышеизложенного ульяновская «Деловая Россия» предлагает:
    • Учитывая необходимость создания в России гражданского общества и налаживания диалога между властью и бизнесом, уважая позицию профессионального и предпринимательского сообщества, высказанную им на различных площадках, считаем целесообразным начать широкое публичное обсуждение проблем кадастровой оценки и механизмов их решения.
    • Продолжить эволюционное развитие действующей концепции государственной кадастровой оценки и оспаривания ее результатов путем принятия всех предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2014 №167-ФЗ нормативных правовых актов, исполнения мероприятий, предусмотренных дорожной картой «Совершенствование оценочной деятельности»
    • Признать основными причинами низкого качества результатов кадастровой оценки:
    • • Низкое качество (недостоверность, недостаточность или отсутствие) информации в ГКН; • Отсутствие утвержденной и адаптированной методики определения КС;
    • Усилить координацию межведомственного взаимодействия министерств и ведомств для целей повышения качества ГКН и вовлечения в оборот недвижимого имущества неучтенного в базах ЕГРП, ГКН, УФНС.
    • Сохранить действующий порядок проведения экспертизы отчетов об оценке саморегулируемой организацией оценщиков, в том числе для целей оспаривания в случае, если рыночная стоимость, определенная в отчете об оценке, отличается от кадастровой стоимости более чем на 30%;
    • Сохранить систему комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки в соответствии с текущими положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающий участие в составе комиссий представителей бизнес сообщества и профессиональных оценщиков;
    • Отметить негативное влияние на инвестиционную привлекательность региона в случае монополизации государственной кадастровой оценки.
Аватар пользователя Маргарита Власова
Об авторе

Администратор сайта