Как и где продать готовый бизнес?
RUSBASE
Каждый год в России продаются и покупаются десятки тысяч готовых бизнесов.
Как определить цену
Бизнес можно оценить двумя способами — по стоимости активов и по потенциальной доходности бизнеса. Покупатели смотрят на рентабельность предприятия, клиентскую и технологическую базу, репутацию и узнаваемость бренда, персонал, перспективы рынка и компании. Им важно понять — а не дешевле ли будет создать аналогичный бизнес с нуля?
Цену компании формируют ее активы и конкурентные преимущества, говорит эксперт НП «АРМО» Алексей Корягин.
К активам он относит основные средства (для производственного и арендного бизнеса), программные продукты (для ИТ-компаний), команда (для технологических или творческих бизнесов), права на реализацию проекта (для инвестиционных активов) и сильный бренд.
Конкурентными преимуществами могут быть патенты, эффективная система управления персоналом, безупречная репутация (помогает выигрывать тендеры) и привлекательная бизнес-стратегия. «В моей практике был случай, когда у собственника завода было много патентов на выпускаемые конструкции торгового оборудования, — вспоминает Алексей Корягин. — Этим он усложнил вход на рынок конкурентам, которым нужно было много инвестировать в разработку продуктовой линейки».
Еще стоимость компании может вырасти, если покупатель увидит перспективы синергии. «Однажды мы оценивали бизнес по добыче щебня, — приводит пример представитель ассоциации. — Он приносил владельцу весьма неплохие доходы, но они не шли ни в какое сравнение с выгодой потенциального покупателя. Включение этого предприятия в свою производственную цепочку позволяло ему существенно экономить на сырье. Выявленный синергетический эффект повысил цену сделки на порядок».
Способы продажи бизнеса
Основных способов три: продажа доли компании, продажа предприятия как имущественного комплекса и продажа активов по отдельности с переформлением их на новое юрлицо. Для малого и среднего бизнеса больше всего подходит первый способ. Он самый быстрый, простой и дешевый, на него приходится около 80% сделок на рынке.
Как подготовить бизнес к продаже
Покупателю нужно убедиться в прибыльности предприятия и в юридической чистоте сделки, а продавцу — понять и устранить недостатки компании, которые снижают ее стоимость. Как известно, идеальных предприятий не существует. По словам гендиректора FreshDoc Николая Пацкова, в предпродажную подготовку входят:
— анализ финансового состояния;
— экспертиза юридического оформления бизнеса;
— анализ управленческого и бухучета;
— инвентаризация активов;
— оценка перспектив бизнеса;
— устранение недостатков.
Какие документы нужны
В минимальный пакет для продажи бизнеса входят учредительные документы, регистрационные свидетельства, внутренние положения и трудовые документы, документы по приватизации, бухгалтерские балансы, договоры с контрагентами, список кредиторов и дебиторов.
Правовые документы:
— устав, учредительный договор или копия свидетельства предпринимателя;
— свидетельство ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ;
— договор на аренду земли;
— договор аренды на недвижимое имущество;
— если помещение в собственности: договор купли-продажи нежилого имущества, свидетельство о регистрации права на недвижимость, справки БТИ;
— геодезический план участка арендованной земли;
— экспликация помещений.
Финансовые документы:
— аудиторское заключение по финансовой отчетности (если есть);
— отчет по оценке бизнеса (если есть);
— справка об отсутствии задолженности из налоговой инспекции;
— акты сверки с контрагентами;
— справка из банка об отсутствии задолженностей и кредитных обязательств;
— перечень основных средств с указанием их стоимости, года выпуска, производителя и модели;
— перечень нематериальных активов и их стоимость;
— перечень товарных остатков с указанием их стоимости (сырье и готовая продукция);
— обоснование дополнительных инвестиций (цель инвестиций, статьи расходов);
— отчет о финансовых результатах компании (минимум за последний год);
— перечень основных поставщиков и ассортимента компании;
— штатное расписание с указанием численности сотрудников по должностям и фонда заработной платы;
— реквизиты компании;
— паспортные данные и адрес регистрации собственников бизнеса.
Источник: rusbase.com